Не оплачиваем проезд

С 1 января 2013 года жители Таллина могут ездить в общественном транспорте бесплатно. Piterstory посетил круглый стол с представителями городской администрации в «Балтийском медиа-центре» и узнал, насколько этот опыт может быть полезным для Северной столицы.
Контекст
Ездить бесплатно могут только зарегистрированные жители Таллина, которые должны привязать свой личный номер к транспортной карте. Приезжие или незарегистрированные жители всё также оплачивают проезд (полный билет — 1,6 евро, а безлимитный проезд на 30 дней — 21 евро). Однако для пенсионеров и школьников проезд остаётся бесплатным в любом случае. С осени 2013 года бесплатным стал проезд в городских электричках.
12
миллионов евро — ежегодные затраты
из бюджета на содержание общественного транспорта в Таллине.
Затраты на транспорт составляют около 10 процентов городского бюджета Таллина.
~1,04
миллиарда евро — ежегодные затраты
из бюджета на содержание общественного транспорта в Санкт-Петербурге.
Затраты на транспорт составляют около
9,4 процента городского бюджета Петербурга на 2014 год.

Помимо введения бесплатного транспорта, администрация Таллина регулирует автомобильный трафик, например, установкой высокой стоимости парковки в центре города

в ЕС
В начале 2013 года в Таллине прошёл референдум
о введении бесплатного общественного транспорта. Это была социальная мера — для вовлечения жителей в диалог
и легитимизации решения правительства.
Однако мы не наблюдали сильного роста пассажиропотока общественного транспорта. Во многом потому, что многие категории граждан (школьники и пенсионеры. — Прим. ред.)
уже были освобождены от оплаты проезда в транспорте. Сейчас в вечернее время общественным транспортом пользуются даже те, кто им раньше никогда не пользовался. Например, работающие мужчины среднего возраста.
60%
жителей Таллина имеет личный транспорт.
29,5%
жителей Санкт-Петербурга имеют личный транспорт*.

Член правления
АО «Таллинский городской транспорт»
Единственное, чего мы боялись — резкого увеличения пассажирского потока, как это происходило в других странах. Чтобы это не допустить, пришлось купить новый транспорт, нанять водителей…

- Ещё до введения бесплатного проезда на транспорте в Таллине выделили дополнительные полосы для автобусов и троллейбусов

вице-мэра Таллина
В Эстонии действует налогообложение прямой зависимости. То есть, чем больше зарегистрированных жителей,
тем больше городская казна. Сейчас местные самоуправления борются за регистрацию новых жителей в своих волостях. Например, в волости Виймси обещали дарить iPad каждому зарегистрировавшемуся эстонцу.

АО «Таллинский городской транспорт»
За год эксперимента в Таллине зарегистрировалось 13 тысяч новых жителей, которые платят налоги в городскую казну.
По нашим расчётам, тысяча работающих граждан приносит казне около 1,2 миллиона евро налогов, поэтому новые жители должны перекрыть появившуюся дыру в бюджете.
При этом, согласно нашим исследованием, семья из трёх человек сможет сэкономить на бесплатном общественном транспорте около 60 евро в месяц.
~70%
— настолько дотируется бюджет городского общественного транспорта Таллина.
~40%
— настолько дотируется бюджет городского общественного транспорта Санкт-Петербурга.

Член правления
АО «Таллинский городской транспорт»
Помимо уменьшения пробок и сокращения времени ожидания транспорта, у нас решилась проблема мобильности граждан.
Дело в том, что в кризисный период неработающие горожане экономили даже на транспорте: не решались ездить на другой конец города и искать себе работу. А когда человек
не должен за это платить, то он становится более мобильным
в городском пространстве, а, следовательно, экономически активным. Проще говоря, с приобретением возможности свободно передвигаться, люди стали больше покупать.

Это очень интересный опыт, и мы готовы его обсуждать, однако для сегодняшнего Петербурга он вряд ли будет применим.
В России действует другое налоговое законодательство, согласно которому юридическое лицо не обязано платить налоги по месту регистрации. То есть компенсировать образовавшуюся дыру в бюджете не получится. При этом городской транспорт Петербурга субсидируется
не на 70 процентов, как в Таллине, а только на 40.
Значит, общественный транспорт должен самостоятельно обеспечивать часть своего бюджета.
10%
— рост пользования общественным транспортом с 1 января 2013 года. Правительством был запланирован рост
в 6,5 процента.
15%
— настолько уменьшился
автомобильный поток в городе
с 1 января 2013 года.
Представители Администрации Таллина отметили, что введение такой радикальной меры является комплексной проблемой, которая зависит не только от системы налогообложения. В числе других проблем назывались ответственность граждан, свободная регистрация в городе и количество асоциальных элементов, которые будут пользоваться бесплатным транспортом «в своих целях».
*по данным «Альфастрахования» на 20 августа 2013 года.
Фотографии: Николай Удинцев, flickr.com/photos/78109935@N04, flickr.com/photos/beefortytwo, flickr.com/photos/guillaumespeurt, flickr.com/photos/gerardstolk, zydog.livejournal.com