Зимний велосипед

Многие горожане, кажется, готовы сделать велосипед своим основным средством передвижения. Но можно ли на нём кататься снежной зимой? Piterstory расспросил опытного зимнего велосипедиста и пресс-секретаря движения «ВелоПитер» Павла Семёнова о том, как велосипедист должен вести себя в минус 30, и составил короткий гид по зимнему велосипеду.
Впервые я испробовал велосипед зимой около десяти лет назад. Тогда зимы были относительно тёплые, а работа коммунальных служб —достойной. Даже на роликах зимой можно было кататься.
Готовим велосипед к зиме
Для Stels 710, которым у меня был в то время, зимний асфальт не был проблемой. Где-то через год, в 2004-2005 году, я купил более солидный велосипед и докупил к нему финскую четырёхрядную шиповку Nokian Extreme 296. Это позволило не только ездить по городу, но и выбираться
на загородные покатушки по зимникам (автомобильная дорога, проходящая по замёрзшему льду. — Прим. ред.) и обледеневшим трассам.
Замена „резины“ крайне желательна. Даже при идеально чистом асфальте перед перекрёстком может встретиться отшлифованная автомобилями лужа, на которой
можно поскользнуться и попасть под колёса встречных машин. Это из собственного опыта. Если бы не шипы, я бы не писал этих строк.
1 — Наиболее безопасный вариант — установка четырёхрядных шипованных покрышек. Для укатанного снега подойдёт и двухрядная «шиповка».
2 — Желательно установить на велосипед гидравлические дисоквые тормоза. Если они кажутся слишком дорогими, то можно обойтись или обычными дисковыми, или очень хорошими ободными тормозами.
3 — Цепь — одно из самых уязвимых мест при зимней езде, поэтому её нужно чистить и смазывать, как минимум, раз в два-три дня.
4 — Два раза за зиму нужно заменить смазку во втулках колёс и подшипниках.
5 — Узлы переключения передач нужно обрабатывать после каждой поездки аэрозольной смазкой или смазкой
с содержанием тефлона. Также в начале зимы нужно обработать густой смазкой тросы переключателей.
6 — На велосипеде обязательно должны быть установлены светоотражатели
(белый — спереди, красный — сзади, оранжевые — по бокам). В идеале использовать светодиодные фонари.
7 — Масло в вилках с пружинно-масляным или воздушно-масляным амортизатором нужно заменить на более жидкое.
Готовим себя к зиме
Главное одеться грамотно и в настоящую велоформу,
а не просто в спортивный костюм, купленный в магазине типа „Спортмастер“. Если всё же замёрзнете в городе,
то не стесняйтесь зайти в холл гипермаркета —
там можно отогреться у тепловой пушки.
1 — Вниз — термобельё: оно греет
и отводит влагу.
2 — Выше — флис для долгого
путешествия или синтетика —
для спринта на 30-40 километров.
3 — Сверху — тёплую мембранную «непродувайку».
4 — На ноги — спортивные носки,
ботинки с GoreTex и бахилы — от грязи.
5 — Тёплые перчатки, поскольку
пальцы — наименее подвижное место велосипедиста.
6 — Обязателено шлем и тонкая подшлемная шапочка — чтобы не продуло.
Прокладываем зимний маршрут
Время поездки зимой увеличивается на 50 процентов,
но только в том случае, если одежда неудобная, а дорожно-грязевая обстановка сложная. В остальном замена шоссейной резины на „злую“, а летней велоформы — на зимнюю
не влияет на среднюю скорость.
К примеру, летом я проезжаю 22 километра до офиса
в центре города за 59 минут. Зимой — приблизительно
за 80 минут, но исключительно из-за снежной каши вдоль обочин, невозможности попасть в привычную „зелёную волну“ (скорость, при которой велосипедист тратит минимум времени на ожидание на светофорах. — Прим. ред.) и снижения крейсерской (с наименьшими затратами энергии. — Прим. ред.) скорости ради своей безопасности.
А 17 километров до загородной работы, по дорогам
с серьёзным рельефом и большими перепадами высоты преодолеваю за час вне зависимости от времени года.
Где кататься загородом?
«На севере это Токсовский лесопарк, на востоке — Невский, а жители юга катают в районе Красного села», — Павел Семёнов.
1 — Не нужно ехать близко к машинам, а соблюдать дистанцию от одного до полутора метров.
2 — Не нужно лезть в снежную кашу на обочине —
там могут быть ямы или наледь.
3 — Ради безопасности можно занять весь крайний ряд: машины обгонят по соседнему, зато у велосипедиста будет пространство для манёвра при объезде внезапного препятствия.
4 — Нужно быть внимательным перед остановками
общественного транспорта — перед ними зачастую
образуется наледь.
Учимся ездить без происшествий
Зимой в управлении велосипедом ничего принципиально
не меняется, поэтому привыкать в этому не придётся. Только
с торможением передним колесом нужно быть аккуратнее. Действительно трудно ехать становится только когда минус 30 и выше: смазка на цепи начинает „схатываться“, а тросики переключения передач — примерзать.
Полезные ссылки
— Подборный гид о зимней езде на велосипеде, который будет интересен технически подкованным райдерам.
— Короткий справочник о том, как подготовить себя к зимней поездке и что нужно сделать после неё.
— Материал про подготовку
к длительной зимней поездке.
— Подробный и понятный гид
о зимней езде.
1 — Не нужно перекачивать шины — из-за этого ехать будет труднее.
2 — Некачественные покрышки на морозе начнут трескаться, а их протектор — забиваться снегом.
3 — Раз в час обязательно «прослушивать» тормоза — притормаживать на несколько оборотов колеса, чтобы сбить наледь.
4 — Фара должна светить на пять-десять метров перед велосипедом — примерно столько составляет тормозной путь велосипедиста на зимней дороге.
Фотографии: flickr.com/photos/16nine, flickr.com/photos/14degrees, flickr.com/photos/gluemoon, flickr.com/photos/zaneselvans,
flickr.com/photos/teddy-rised, bike2.ru