Законы питания. Никаких юридических, только духовные. Часть 1.

В Торе – священном писании иудаизма, сказано, что в пищу можно употреблять только чистое мясо. Свинина, морепродукты и другая неподходящая евреям пища перестала употребляться верующими иудеями много тысяч лет назад, а именно, 5781. Как быть иудеем? Что есть и как жить с этими правилами?
В течение трех материалов, вместе с Еленой, изучавшей традиции иудаизма на протяжении десяти лет и проживающей в Тель-Авиве и Ифрахом – руководителем департамента кашрута еврейской общины Петербурга, мы разберемся, как это – быть евреем в общем смысле, в условиях проживания в Израиле и Санкт-Петербурге с точки зрения питания.
В первом материале мы рассмотрим кашрут с точки зрения его появления, законов общего характера и их соблюдения. Как и остальные правила еврейской жизни, кашрут прописан в Торе.
Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами.
Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых и ритуальных.
Постараюсь показать схематично. Если кратко, можно сказать, что в священном писании указано, каких животных можно есть – это парнокопытных и обязательно травоядных. По этой причине иудеи не едят свинину, ведь свинья питается всем, что ей попадается, нельзя есть медведя, например, потому что это хищник. Если это рыба, то у нее должны быть чешуя и плавники. По этой причине осетров и морепродукты верующие иудеи не едят.
Птицу мы тоже употребляем. В основном, курицу, но можно употреблять индейку, утку, гуся и так далее
Другое правило – нельзя смешивать молочные и мясные продукты. Существует фраза: «не вари козленка в молоке его матери». Из этого высказывания были разработаны законы, которые гласят, что после молочного есть мясное можно только через два часа, а после мясного можно есть молочное только через шесть часов. Твердые сыры, как, например, пармезан, приравниваются по времени переваривания к мясу.
Следующее правило кашрута, касающееся смешения мясного и молочного, твердит, что при готовке мясного блюда, например, гуляша, каким-то образом нечаянно попавшая в сковородку капля молока не считается нарушением закона. Если пропорционально молочное практически не влияет на мясное блюдо, про каплю молока забывают.
По большому счету, это не делает блюдо не кошерным, потому что сколько там молока – какие-то микроны, нанометры на эту кастрюлю гуляша, а сколько там мяса
Процесс преобразования животного в кошерное мясо нелегкий. Забивается скот специальным образом, называется это шхита, и отдельным человеком. Есть такая профессия – шойхед, по-русски – резник. Даже фамилия такая существует. Этот человек перерезает горло животным специальным ножом (сакин) быстрым и неотрывным движением, чтобы животное не мучилось. У Резника должен быть диплом шойхеда, который он получает, обучаясь несколько лет. Это должен быть очень богобоязненный человек. Не каждый желающий может стать резником. После того, как шойхед перерезает горло, а именно яремную вену, полностью вся кровь из артерий должна вытечь. После животное разделывается, раскрывается и смотрится на наличие здоровых и поврежденных органов. Если какой-либо жизненно-важный орган: легкие, пищевод, печень и так далее не в порядке, поражены болезнью, животное считается не кошерным. Если дырка в кишечнике или легких – нечистое мясо. Следующий этап – туша разделывается на мясо, засаливается средней по крупности солью на час. После мясо замачивается в трех отдельных ваннах, постепенно промываясь в каждой из них. Когда в третьей вода становится чистой, мясо промывается. Только в таком порядке производства мясо считается кошерным и его можно употреблять в пищу.
Евреям запрещено категорически употреблять в пищу кровь – ни капиллярную, ни артериальную, ни венозную, никакую
Домой мы покупаем тоже кошерное мясо. Оно должно быть запечатано, в упаковке и должны быть определенные этикетки или же печати, что его можно есть евреям. Это печати раввина, который удостоверил, что мясо кошерно. Мы покупаем только в специализированных магазинах, их у нас примерно около пяти в Петербурге
Остальные продукты, например, соль, сахар, чай, кофе, макароны, рис, крупы всевозможные, овощи, фрукты можно покупать в любом другом продуктовом.
С молоком примерно похожая ситуация. При дойке должен быть раввин или соблюдающий еврей, чтобы удостовериться, что это от чистого животного, в частности от коровы. Хотя можно и баранье, и козье молоко, но это большая редкость и на любителя. Поэтому в основном коровье молоко, сыр, сметана, сливки. Важно, чтобы были знаки кашрута на упаковке.
Третьим проблемным продуктом можно назвать напитки из винограда – виноградный сок и вино. Оно должно быть тоже со специальными знаками кашрута, тоже покупается в кошерных магазинах.
В поездку мы берём с собой мясо, это самое главное, потому что рыбу можно найти везде. Чистая рыба – с чешуей. Если она есть – рыба кошерная. Лещ щука, форель, лососевые. Их можно употреблять. Вообще, с собой берут мультиварку для мясного и готовят там разнообразные каши, тушат мясо. Говорят, что мы берем с собой огромные кучи продуктов – нет необходимости. Взяли колбасы, мясо, а остальное можно докупить. Одноразовую посуду можно купить на месте или же можно с собой какую-то посуду взять по минимуму и питаться спокойно. Это вообще не проблема. Это нормальное явление.
Как понять, что ты зашел в кошерное место? Все просто.
В принципе, любой общепит должен иметь теудат кашрут – сертификат о кошерности. Владелец обращается в организации, которые занимаются надзором за кашрутом. Таких организаций много, у них разные требования, у них разные разная стоимость услуг
В заведение отправляется можгеах кашрут – надзиратель за соблюдением законов кашрута. Специалист следит как разжигаются печи, как чистится посуда, что за поставки зелени, мяса и остальных продуктов, чтобы в шаббат их не производили, а заведение не работало. Только после тщательной проверки выдается сертификат кошерности.
Если честно, как с соблюдением кашрута в Петербурге я не знаю, но, наверное, так же, как и во всех европейских городах – есть каких-нибудь полтора ресторана, которые имеют сертификат кошерности. Но это либо какое-нибудь кафе при синагоге, либо действительно один ресторан на город. И на этом весь кашрут заканчивается. Поэтому кто очень соблюдает, либо с собой везет, либо вообще не едет
Есть семьи в России, которые стараются соблюдать, но это больше с точки зрения местных. Это больше на уровне традиций. Они выполняют правила кашрута только по своей сути: не едят продукты, которые не являются кошерными. То есть не едят морепродукты, свинину, не смешивают мясное и молочное, имеют разные комплекты посуды, вилок, ложек для молочной и мясной пищи.
В целом, они не будут искать кошерное мясо, они не будут искать кошерную говядину, потому что они ее не найдут. Где в Кургане или Магнитогорске ты ее найдешь? Да нигде.
Кашрут – очень специфический закон. Два раза упоминается в Торе про чистых и нечистых животных, три раза упоминается правило «не вари козленка в молоке его матери». Нельзя ни готовить, ни есть, ни смешивать, ни иметь какую-либо выгоду с этого. Поэтому к кашруту очень строгое отношение. Упоминается и о том, что нельзя есть кровь, потому что в ней душа. Кроме того, существует в Торе правило, которое запрещает есть насекомых, мышей и многих грызунов, если по-русски, это называют кишащими. Нельзя, потому что они много плодятся.
Если посмотреть на кашрут с точки зрения еврея – это структура поведения человека, который уважает правила, данные им Богом. Иудей не считает это лишениями.
Фото: Badatz, личный архив героев.